Пасхальная жертва и причастие: где связь?

Основание любого празднования Пасхи или Песаха - это тот первый Песах, который был в последнюю египетскую ночь. Там не было ни храма, ни скинии. Но в каждом доме был ягнёнок, которого следовало принести в жертву, условно говоря, перед домом - на глазах у египтян, для которых такой ягнёнок был богом. Затем нужно было помазать его кровью косяки дверей, запечь на вертеле (его нельзя было жарить) и наконец разделить и съесть. Если же было недостаточно людей или у кого-то пропал аппетит, то всё, что осталось от ягнёнка, должно было быть сожжено. 

Это очень странное действие. Мы знаем различные жертвы, которые были позже в скинии и храме. Одни жертвы разделялись между священниками и жертвователями. Другие частично сжигались, частично отдавались священникам. И были жертвы всесожжения или «ола» на иврите, что буквально означает «то, что возносится». 

Но пасхальное жертвоприношение было редким случаем, когда само поедание жертвы было частью полного посвящения жертвы Богу. Причём съедалась она не священниками и левитами, а всеми израильтянами, включая женщин и детей. И самое важное, что пасхальная жертва не считалась принесённой, пока она не съедалась. Это жертвоприношение Богом не принималось, пока оно не завершалось священной пасхальной трапезой. Вот что сказано в книге Исход:

«Когда войдёте в землю, которую Господь даст вам, как Он говорил, соблюдайте сие служение. И когда скажут вам дети ваши: что это за служение? скажите [им]: это пасхальная жертва Господу, Который прошёл мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал Египтян, и домы наши избавил...» (Исход 12:25-27)

То есть Господь даёт повеление о пасхальной жертве и называет это служением. Это не просто участие в жертвоприношении. Это служение, которое осуществлял весь народ, каждый человек в народе Израиля. 

Причём это был редчайший случай, потому что, согласно закону синайского завета, Израиль был разделён на категории. Наивысшей категорией были когены (священники) и самый главный коген (первосвященник), затем левиты (у которых не было главного левита, но были равно почётные служения), затем мужчины, которые делились на разные категории в зависимости от возраста, затем женщины (у которых было очень немного прав и немного обязанностей), дети и наконец рабы. 

И во время пасхальных торжеств все эти категории не просто имели право (что само по себе уже было невероятной привилегией), а были обязаны совершать это служение. Каждый мужчина приносил ягнёнка в жертву в храмовом дворе. Кровь от этой жертвы передавалась священникам, те передавали её друг другу и в конечном счёте выливали на жертвенник. Всё остальное затем совершали мужчины, женщины, дети и рабы, если те были в доме и были обрезаны. Это было невероятное событие, в котором все представители еврейского народа были призваны быть служителями Бога Израиля. 

Это помогает нам в какой-то мере понять тайну вкушения тела и крови Мессии. Понятно, что Он принёс эту жертву за нас, она совершенна и она действует на сто процентов. Но для полного участия в этой жертве, чтобы она на сто процентов проявилась в нашей жизни, нам нужно периодически вкушать от того хлеба (мацы), который не только символически, но и сверхъестественно даёт нам вкушать Его тело, и пить от того виноградного сока или вина, который даёт нам пить от Его крови. Это необходимая часть того, чтобы жертва Иешуа стала на сто процентов нашей и чтобы Бог был ею удовлетворён. И так же, как в случае пасхальной жертвы для Израиля в синайском завете, участие в евхаристии (хлебопреломлении или причастии) - это обязательное наше служение.

Раввин Борис Грисенко, КЕМО Киев

Игорь Русняк, учитель Мессианской библейской школы КЕМО Киев

По материалам семинара «Пасха и Песах. Открытая дискуссия с раввином Борисом Грисенко»

читайте также