
В первой части мы начали разговор об отмене приговоров в Йом Кипур и говорили о том, что перед разрушением вавилонянами первого Храма народ Божий знал, что жертва в Йом Кипур не принята. Мы читали об этом в Иеремии 8:20. Подобное повторилось и перед разрушением Второго Храма римлянами, причём задолго до этого - Бог дал 40 лет осознания, признания, принятия Божьего приговора, Божьего определения и, соответственно, Божьего искупления.
Но, к сожалению, большинство народа так и не сделало правильных выводов и всё-таки не повернулось лицом к истинному, новому, вечному Первосвященнику, и не приняло его жертву, которая была принесена за 40 лет до разрушения Храма. Хотя апостолы и другие мессианские евреи времени зря не теряли. Когда в последний раз апостол Шауль-Павел пришёл в Иерусалим, то апостол Иаков сказал ему: «Посмотри, здесь десятки тысяч верующих в Иешуа евреев, и они ревнители Торы!»
То есть на последнюю для раввина Шауля Пасху в Иерусалим собрались десятки тысяч мессианских евреев, чтобы ни в коей мере не дать повод тем иудеям, которые ещё не приняли Иешуа, и духовным вождям Израиля обвинить их в том, что они отвернулись от Торы. Эти 40 лет мессианская община в Иерушалайме, Иудее и Галилее использовала по полной программе. При этом многие из них стали распространителями Благой Вести уже не только для евреев в земле Израиля, но в первую очередь для евреев в галуте, а потом и для язычников.
Но всё равно явное большинство народа Машиаха не приняло. И у них были все основания понимать, что грядёт катастрофа, потому что Шехина удалилась из храма, Божье присутствие ушло, и любые ритуалы не сопровождались Божьим принятием, Божьим прощением, и все жертвы уже стали напрасны. Потому что они уже были заменены единой жертвой Иешуа.
Вот что важно. Для того, чтобы Божий приговор и все остальные приговоры были отменены, сначала нужно принять главный Божий приговор для каждого из нас. Не приняв его, мы не можем принять его отмены. А если мы не принимаем отмены Божьего приговора, тогда и все остальные уже не Божьи приговоры не могут быть отменены.
Мы читали у Исаии и Иеремии страшный приговор всему Израилю, что весь Израиль находится во грехе и никто не может спасти себя сам. Собственно говоря, книга пророка Исаии начинается с того, что написано и в последних главах этой книги. Вот что сказано в первой главе.
«Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня. Вол знает владетеля своего, и осёл — ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет» (Исаия 1:2-3).
Здесь сразу вспоминаются слова из Римлянам 10, где рав Шауль пишет: «Я свидетельствую об Израиле, что они имеют ревность по Богу, но не согласно познанию Бога». Ревность есть, но это не чистая ревность, не укоренённая в Слове, это ревность по Богу без знания Бога. Оказывается, может быть и такое. В первой части мы говорили о мученичестве раби Акивы, о том, что не всякий, кто думает, что он умирает за Господа, действительно таковой. Возможно, он умирает за свою ложную религию, из-за своей небожьей ревности, и многие начинают ему подражать, и это обольщение распространяется.
«Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, — повернулись назад» (Исаия 1:4).
Если бы такое было написано в Новом Завете, Вы представляете, что бы о Новом Завете уже говорили раввины и те евреи, которые его не читали и которые говорят, что это страшная антисемитская книга! Друзья, в Танахе есть такие обличения всего еврейского народа, по сравнению с которыми Новый Завет – это сплошной панегирик Израилю. В Новом Завете есть обвинения, например, в 23 главе Матфея, в сторону фарисеев, которые сознательно противостоят Иешуа, Благой Вести и постепенно раскрывающемуся новому завету. Но это обвинения не всему народу.
«Во что вас бить ещё, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и всё сердце исчахло» (Исаия 1:5).
Две тысячи лет продолжается противостояние большинства еврейского народа со своим Господом. Там после поражений и разрушения Храма оно продолжалось 70 лет, а здесь оно продолжается 2000 лет.
«От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем. Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими. И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город. Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре» (Исаия 1:6-9).
Эта тема остатка проходит через всю Библию и её подчёркивает апостол Шауль-Павел. Он говорит о том, что всегда, во все времена оставались в Израиле те, кто были верны Господу, и всегда, во все времена будут оставаться. Вот этот остаток – важное условие выживания народа. Духовный остаток, верный Господу, некое духовное ядро, которое самым таинственным образом через свою верность Богу в духовном мире обеспечивает сохранение всего Израиля.
«Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский! К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу» (Исаия 1:10-11).
И дальше до конца этой главы мы читаем другие страшные обвинения Израиля. В предыдущей части мы цитировали 63-64 главы Исаии - там практически продолжение первых глав. И там те же выражения. Только это уже через много лет. В первом стихе сказано: «Видение Исаии, сына Амосова, которое он видел о Иудее и Иерусалиме, во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии — царей Иудейских». Он пережил очень много иудейских царей и погиб мученической смертью. Он как раз погиб, действительно прославляя Господа. Его мученичество было святым мученичеством.
Какое же это всё имеет отношение к ситуации в Израиле и вообще еврейскому народу? Прямое. Потому что здесь мы видим одно из главнейших условий отмены приговоров в Йом Кипур. Первое условие - принять Божье определение. А мы читали в первой части, как народ не хотел знать Божьего определения, Божьего суда и Божьего приговора. Итак, первое условие: принять Божье определение, Божий приговор о нас, о нашей греховности, о нашем безнадежном духовном состоянии, и не оспаривать его, не пытаться смягчить, не пытаться уговорить себя и других, что мы же не такие грешники, как те и эти.
Я помню, как через год с лишним после моего покаяния, через пару месяцев, как я был крещён в Духе Святом, Дух Святой меня наполнил, когда никто за меня не молился, и я был просто разорван и сокрушён Духом Святым. В один час я стал другим человеком. И та борьба, которую я вёл больше двух лет, прекратилась. После этого, через пару месяцев у меня был разговор с моим отцом. И он мне сказал: «Слушай, я смотрю, твоя вера изменила тебя реально. Ты стал другим человеком. У тебя другая жизнь». Но потом он сказал следующее: «Но зачем мне это, если я всю жизнь старался жить так, как ты только начал?» И я знал, что он говорит правду, потому что он был одним из самых честных людей, которых я встречал.
Я понял, что моему отцу будет крайне тяжело покаяться и спастись. И действительно, до самого конца своей жизни он не мог покаяться. Только перед самой смертью в больнице после разговора не со мной, а с одним братом из нашей общины и с моей женой, он, я надеюсь, покаялся.
Для того, чтобы принять спасение, принять прощение, нужно принять приговор и Божие определение, что мы безнадёжные грешники, что мы не можем спасти себя сами, что никакие ритуалы, никакие добрые дела, никакие земные жертвы, никакие молитвы сами по себе нас не спасут. Нам нужно принять, что нам нужна абсолютная Божья жертва - жертва Господа славы, безгрешного Агнца и Первосвященника, нужна его кровь для очищения нашей души от всех грехов, и только через это мы спасаемся, только в этом выход.
То, что сейчас происходит в Израиле, это совершенно новый иудаизм. В конечном счёте, новый завет раввинов, он более новый по отношению к Торе и Танаху, чем наш Брит Хадаша. Почему? Потому что новый завет раввинов включает в себя такие письменные памятники, как Мишна, Гемара, барайты, Тосефта, комментарии Раши, комментарии других великих мудрецов Израиля, мидраши. И конечно, Шульхан Арух, которая стала главной книгой современного иудаизма.
Всё это создало новый иудаизм - иудаизм другого завета, лишенный тех оснований прощения, искупления, исцеления, спасения и освобождения, которые заповеданы в Торе и подтверждены во всех книгах Пророков. Мы, те, кто верит в Иешуа, действительно следуем Торе и пророкам. Мы знаем, что без жертвы за нас у нас нет шанса спастись.
В реальности это знают и раввины. Так же, как раввины сознательно искажали веру народа и давали оправдание народу, заклиная: «Шалом, шалом, мир, мир!», а никакого шалома не было перед разрушением Первого Храма, так же они сознательно убеждали народ до разрушения Второго Храма, что если евреи будут слушаться их галахот и просто подчиняться их власти, этого достаточно для того, чтобы всё устроилось и каким-то образом Бог всех спас.
Мы вспоминали историю про Йоханана Бен Закая, который закричал на огромные двери святилища и приказал им закрыться, зная, что Шехина покинула Храм, и двери закрылись. Сколько раз, читая эту историю, я думал: «Какое извращенное восприятие! Это всё ради того, чтобы народ не понял и не узнал правды. Они, вожди Израиля, знали, а народу не дано».
В подтверждение этого я хотел бы процитировать спор двух мудрецов, описанный в Талмуде в трактате Йома 54а. Это спор о том, как нужно кропить кровью во святом святых в Йом Кипур. Почему этот спор настолько важен? Они спорят о технических моментах - о том, как должен был считать первосвященник те капли крови, которыми он кропил во святом святых.
Только представьте! Два великих мудреца, которые жили спустя столетия после разрушения Храма, - Раби Элиезер и Раби Йоханан. И для них этот спор был настолько важен, что их разногласия были запечатлены в Талмуде для последующих поколений. Хочу процитировать резюме к этому спору:
«Разногласия между раби Элиезером и раби Йохананом имеют галахическое значение. По мнению раби Элиэзера, указанный способ счёта необходим лишь для того, чтобы коген гадоль ничего не перепутал и не сбился со счёта краплений. Неаккуратность могла дорого обойтись израильтянам. Если бы первосвященник в Йом Кипур сбился со счёта, то грехи израильтян остались бы неискупленными».
Можете себе представить? По мнению великих мудрецов Талмуда, если бы первосвященник сбился со счёта - то есть была бы лишняя или недостающая капля крови (а сколько капель крови, это они определяли, ведь это нигде не указано ни в Торе, ни в Танахе) - то грехи всего Израиля остались бы неискупленными.
«Следовательно, ошибка в счете не аннулировала исполнение заповедей, при условии, что сами действия когена были безошибочные. По мнению же раби Йоханана, полагавшего, что определённый способ счета – постановление Торы, даже если бы священник, правильно осуществил крапление, точное количество капель крови в правильном порядке, но сосчитал их иначе, заповедь осталась бы неисполненной, а грехи всего народа неискупленными».
Только вдумайтесь в это! И они обсуждают это, когда уже около трехсот лет нет ни Храма, ни первосвященника, ни жертвы, ни жертвенника. Но они же убеждают народ, что если вы в Йом Кипур будете хорошо поститься, будете хорошо молиться, будете каяться друг перед другом, будете жертвовать, как мы вам скажем, то Господь вас простит и снимет с вас грехи. Они сознательно обманывали и обманывают народ.
В позднее средневековье среди части еврейского народа, которые понимали, что без жертвы нет спасения, нет искупления, нет прощения грехов, как бы мы ни старались, возникло желание какой-то замены. И где-то начали резать петухов и куриц и размахивать ими. Первые лет 200 раввины возмущались, кричали, запрещали, говорили, что это нарушение всего, что жертвы можно приносить только в Храме, а пока не будет Храма, никаких жертв. А те говорили, что без жертвы они не чувствуют себя искупленными. Тогда раввины подумали, подумали и смирились.
И сейчас ортодоксальные раввины, хасидские ребе, многие литовские раввины, сефардские, смирившись с этим народным благочестием, с народной ревностью - которую, как мы знаем, Господь осуждает, если она не согласно Божьему Слову - они сами говорят делать это. А ещё есть вариант просто отдать деньги раввинам, чтобы всё сделали за вас и вам сказали, что вы искуплены.
Причём первые пару веков раввины прямо говорили, что это язычество, идолопоклонство и колдовство. Но теперь оно распространилось, потому что раввины понимают, что чем ближе мы к концу времён, тем сильнее ревность евреев по настоящей жертве. Но чтобы они, не дай Бог, не начали засматриваться в сторону Иешуа и Его жертвы, дадим им петуха.
Происходит что-то невероятное! По той же причине последние 12 лет возле Иерусалима на Песах также происходят тренировочные жертвоприношения ягнят. Если первые годы там собиралось 100 человек, 120 человек, на последние два Песаха там собрались тысячи и тысячи. Они хотят как можно быстрее построить Третий Храм и возобновить жертвоприношение. И они прямо говорят, что без жертвы нет прощения грехов, нет искупления, нет выхода.
Мы живём в особое время. Всё концентрируется в духовном мире над Израилем, всё сгущается, напряжение усиливается, происходят удивительные вещи. В этом году в Африке на 23 сентября, то есть на Рош аШана, собрались тысячи христиан, ожидая восхищения. А это прямо по 24 главе Матфея: «Придут многие под именем Моим, дадут лжепророчества и так далее... Не слушайте, не верьте, не собирайтесь к ним».
Это для верующих Нового Завета, христиан. А для иудеев это предупреждение не действует. И одни раввины говорят одно, другие другое, но у всех одна цель - не дать евреям увидеть реальную Жертву, реального Первосвященника, реальное искупление и реальный путь спасения. Это сознательно.
Как-то к нам в Киев летел Сид Рот. И в самолете он оказался рядом с одним из главных раввинов Украины - Яковом Дов Блайхом. Они разговорились. И Сид Рот задал ему такой вопрос: «А если всё-таки окажется, что Иешуа - истинный Мессия, как Вы отреагируете?» И тот ответил: «Даже если такое окажется, я всё равно в Него не уверую». Иными словами: «Я буду отвергать Иешуа, даже если Бог мне скажет, что Он истинный Мессия, потому что такова наша традиция».
Друзья, мы должны это понимать, и мы должны правильно молиться и действовать соответственно. Вожди Израиля находятся в таком сознательном отвержении своего Бога. При этом у них может быть какая-то своя ревность, которая не только не основана на истинном познании Бога и Его Слове, но может быть прямо и сознательно в противоречии с ними.
Итак, первое условие отмены приговора в Йом Кипур – это принятие Божьего приговора о нашей безнадёжности в отношении победы над грехом и безнадёжности спасения через ритуалы и добрые дела. И вот второе условие. Когда мы приняли этот Божий приговор, который одинаков над всем человечеством, нам необходимо принять единственный путь спасения и искупления - полную жертву Иешуа как единственного абсолютно праведного Божьего посланника, одновременно праведного человека на 100% и Сына Божьего, Бога. Только через Его жертву и через Его воскресение из мёртвых есть выход.
Это было трудно, пока ещё стоял Храм. В Послании к Мессианским Евреям написано, что пока для вас стоит старая скиния и вы надеетесь на неё, то для вас нет выхода, нет искупления и входа в новый небесный храм. Сейчас этого вопроса нет. Потому что Храм разрушен уже около двух тысяч лет и никаких жертвоприношений не проводится. То есть в этом отношении нам легче и, вроде бы, должно быть легче всем евреям. Но в реальности им всё ещё не так легко.
После разрушения Храма в Израиле было страшное замешательство. Потому что, во-первых, люди понимали, что нет искупления. Во-вторых, они понимали, что без приношения десятин в Храм, всё, что они принимают от Бога, не освящено. Тора запрещает пользоваться тем, от чего не отделена десятина. Без принесения первых плодов урожай непригоден к употреблению. Без принесения первых плодов скота нельзя использовать скот. И так далее. И появились такие благочестивые люди в Израиле, которые отказались от мяса, потому что нельзя принести соответствующую жертву, которая освятила бы всё остальное. Они отказались от вина, потому что некуда возливать вино - жертвенника нет. Они стали фактически вегетарианцами.
Есть в раввинистической литературе записанный разговор с великим мудрецом (танаем) в конце первого века. Ему говорят: «Что делать? Распространяется вот такое благочестие - многие искренне верующие иудеи отказываются есть мясо, пить вино, пользоваться плодами и так далее». Знаете, что он ответил? «Тогда они должны перестать есть хлеб тоже (из-за хлебов предложения), и перестать пить воду (потому что вода изливалась на жертвенник в седьмой великий день праздника Суккот)».
И знаете, что постановили мудрецы? «Пусть лучше народ грешит несознательно, чем сознательно. Мы скажем, что всё можно, и мы будем знать, что это нельзя. Но что делать, если нет Храма, нет священства, нет жертвенника, нет первосвященника? Мы будем знать, что это запрещено, но мы снимем с народа это бремя».
Друзья, нам очень важно понимать, что такое современный раввинистический иудаизм. Если мы этого не понимаем, нам будут рассказывать, что современный иудаизм - это следование заповедям Торы, и мы можем поверить. Но современный иудаизм в своей сути - это нарушение всех основных заповедей Торы. А мессианский иудаизм - это исполнение всех ключевых заповедей Торы через Иешуа в Духе Святом.
Друзья, это наш выбор - принимать ли Божий выход из под Божьего приговора. А этот приговор всегда к смерти, к аду, к полному поражению. Если мы хотим выйти из-под этого приговора, нам нужно разрывать связи прежде всего со своим эгоизмом, самооправданием, самолюбием, гордостью, самоуверенностью. Можем мы это сделать? Нет, не можем. Но Бог же нам дал всё для того, чтобы в любой момент, когда Он увидит наше искреннее желание, Он тут же начал действовать. Но Он не заставляет нас и не выкручивает нам руки ни на одном этапе нашей жизни.
Поэтому, если мы хотим, отмены, в первую очередь, Божьих приговоров, нам надо принимать Божьи решения в полной уверенности, что только Его благодатью мы можем их осуществить. И на всех этапах осуществления напоминать себе, что только Его милостью, только из-за Его любви мы можем исполнить главное условие: «Не может быть моим учеником Тот, кто не отверг себя и не взял свой крест, хотя и следует за Мной».
Раввин Борис Грисенко, КЕМО Киев
Израиль, 27 сентября 2025 года