Будь активным во время Исхода, чтобы не остаться рабом

Есть разные теории, почему Шабат перед Песахом называется Шабат hа-Гадоль или Великая Суббота. Есть теория, что это было великое испытание для Израиля в Египте, евреям нужно было выдержать его, не поддаться страху и сделать то, что они были должны сделать. Есть и другие теории. Самая известная из них в еврейских кругах теория связана с чтением гафтары - дополнительного праздничного отрывка из книги Малахии. 

Но знаете, самое лучшее объяснение, которое может быть, это то, что Бог хочет этот Шабат сделать Шабатом Своего явленного присутствия, Шабатом раскрытия Своей особенной любви к Своему народу. Он хочет наполнить сердца Своих детей, с одной стороны, уверенностью в Его любви и заботе, и защите. А с другой стороны, Он хочет, чтобы разгоралась жажда Исхода, жажда выхода из всего, что нас тормозило до этой Пасхи, из всего, что нам мешало восходить на гору Господню, из всего, что стояло между нами и Богом и тянуло нас назад. 

Господь влечёт нас, но бежать к Нему - наша часть

Традиционно на Песах читают из известные слова из Песни Песней:

«Влеки меня, мы побежим за тобою; — царь ввёл меня в чертоги свои, — будем восхищаться и радоваться тобою, превозносить ласки твои больше, нежели вино; достойно любят тебя!» (Песнь Песней 1:3)

Он уже влечёт нас. Главное, даже если мы не чувствуем, быть уверенным, что Он инициатор нашего исхода и нашего восхождения. Без Него мы бы никогда по-настоящему не решились и не смогли бы выйти. Он влечёт нас. Он предлагает нам опереться на Его правую руку, и Он хочет поднимать нас. Он жаждет свидания с нами гораздо больше, чем мы можем себе представить, и конечно, гораздо сильнее, чем мы можем жаждать.

Но вторая часть «мы побежим за Тобой» - это наша часть. Он дал нам желание. Он возжигает нашу жажду. Он показывает нам ту цель, к которой Он нас ведёт. И Он хочет, чтобы мы побежали, чтобы усилия предприняли мы. Потому что Царствие Божие силою берётся. Сила не наша, сила Божья. Есть и другие толкования этого текста, но самый прямой смысл такой: невозможно войти в Царство Божье, не применив усилий. И это наша часть. Сила Его, а применение этой силы - наше. Он не заставляет нас принимать Его силу. Он открывает нам источники Его силы, Его огня, Его света. Он посылает нам благодатное помазание. Но действовать в нём должны мы. 

Пассивность Израиля в Египте и наша пассивность

Многие поколения евреев, а затем христиан из разных народов, учились на примере Израиля в Египте и в пустыне, и мы продолжаем учиться. И вот что важно заметить: Израиль, находясь в Египте, практически до последней ночи (точнее, до этого Шабата) почти не участвовал в подготовке Исхода. 

Моше и Аарон ходили к фараону, рисковали, предупреждали фараона, говорили ему, что он должен отпустить народ. Они слышали его угрозы, встречали разочарование старейшин Израиля. Но сам народ был пассивный и выжидал, чем всё это закончится. И только в самом конце, перед десятой египетской казнью, они начали действовать. И то они начали делать только то, что приказал Моше, - взяли ягнёнка, принесли его в жертву и помазали его  кровью косяки и притолоку.  Это было началом их активных действий перед самым выходом из Египта. 

Многие верующие сейчас сталкиваются с различными проблемами. Им до боли хочется, чтобы Бог всё это решал, со всем этим справлялся. Они так хотели бы уподобиться Израилю в Египте. Как подсчитали еврейские мудрецы, Израиль полтора года наблюдал, что вообще происходит с Египтом. 

Так многим верующим, особенно в тяжёлые времена, с одной стороны, хочется по-настоящему надеяться на Бога. Но с другой стороны, они не понимают, почему Бог допустил то и это, почему Он допускает затянувшуюся войну и прочее, и хочется посмотреть, как Бог со всем этим справится. Ну а если Бог справится, тогда и мы присоединимся. Но у меня для вас есть радостная новость: нам мне обязательно ждать до десятой казни. Мы можем действовать уже сейчас. И мы действуем уже сейчас, потому что большая часть людей общины уже в активном служении.

Последствия пассивности - продолжение рабства

Знаете, к чему привела полуторагодичная пассивность Израиля, который просто выжидал? Это пассивное выжидание не сделало из египетских рабов свободных людей. Физический выход и освобождение от непосредственного египетского рабства не сделало из рабов свободных людей. 

Им казалось, что они крутые, когда вышли из Египта. Написано, что они шли по ополчениям, как армия Божья: «Сыны же Израилевы шли под рукою высокою» (Исход 14:8), но более точный перевод: «С высоко поднятой головой». Они поняли, что теперь свободны. Они вроде бы отделились от египетских идолов, от тяжкой работы - пирамид, кирпичей, соломы, надсмотрщиков, египтян. Они шли по ополчениям с высоко поднятой головой.

Но из-за того, что Израиль пассивно был полтора года только наблюдателем египетских казней, когда они наконец вышли, они не были готовы сражаться и преодолевать трудности и испытания. Они не были готовы к тому, что те египтяне, которые буквально вытолкнули их и озолотили на дорогу, начнут их догонять. И после того, как сыны Израиля вышли с высоко поднятой головой, мы читаем:

«И погнались за ними Египтяне, и все кони с колесницами фараона, и всадники, и всё войско его, и настигли их расположившихся у моря, при Пи-Гахирофе пред Ваал-Цефоном. Фараон приблизился, и сыны Израилевы оглянулись, и вот, Египтяне идут за ними: и весьма устрашились и возопили сыны Израилевы к Господу, и сказали Моисею: разве нет гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыне? что это ты сделал с нами, выведя нас из Египта?» (Исход 14:9-11)

Это очень напоминает начало истории Исхода, когда Моше и Аарон приходили к фараону:

«И когда они вышли от фараона, то встретились с Моисеем и Аароном, которые стояли, ожидая их, и сказали им: да видит и судит вам Господь за то, что вы сделали нас ненавистными в глазах фараона и рабов его и дали им меч в руки, чтобы убить нас» (Исход 5:20-21).

Когда дети Божьи не действуют активно в своём Исходе, когда они просто ждут, что Бог совершит всё, что Ему угодно («Господи, я никто. Ты всё во всём. Я смиренно подожду, пока Ты всё совершишь»), то те опасности, которые встречаются, та война, которая на них наступает, и последствия, которые могут быть, кажутся им убийственными.

Пассивное ожидание приводит к безнадёжности и ропоту

Когда первый раз вмешательство Бога для того, чтобы вывести евреев из Египта, привело к ужесточению бремени, они прямо заявили: «Вы, Моше и Аарон, дали в руки фараона и Его прислужников нечто, чтобы нас убить». То есть в их глазах они уже были убиваемы египтянами. И то же самое здесь, у Красного моря.

«Возопили сыны Израилевы к Господу» - казалось бы, молодцы, тяжело им - вопят к Господу. Но это совсем не тот крик, который Господь нам заповедал. Потому что они завопили к Господу, обвинили Его, пожаловались Ему на безнадёгу, повернулись к Моше и говорят ему: «Что это ты сделал с нами, выведя нас из Египта?!» И вот тут открывается одна тайна, о которой потом писал также пророк Иезекииль:

«Не это ли самое говорили мы тебе в Египте, сказав: оставь нас, пусть мы работаем Египтянам? Ибо лучше быть нам в рабстве у Египтян, нежели умереть в пустыне» (Исход 14:12).

Оказывается, по ходу этого пассивного выжидания, видимо, они не раз отчаивались: «Что ж это такое? Чудо за чудом, казнь за казнью, а фараон всё не отпускает. Наверное, это тупик. Слушай, Моше, хватит уже». «И война эта в Украине будет длиться бесконечно, и выхода нет никакого. Конец, смерть и гробы...» 

Как пройти пустыню войны?

Только в нашем активном служении Богу Он открывается в разных сферах нашей жизни не только как защитник, но как наш Полководец. Он поднимает нас как духовных воинов, Он укрепляет нас в этих сражениях, Он проводит нас через эти испытания и показывает нам Свою верность, чтобы воспитать в нас верность Ему при любых обстоятельствах. 

А если мы прячемся, если мы не позволяем Богу активно действовать не только вокруг нас, но и внутри нас, и через нас, если мы не включаемся в посвящённое движение за Ним, то те изменения обстоятельств, которых мы так хотим, даже если они произойдут, они ничего не изменят внутри нас, и мы останемся такими же запуганными рабами. 

Украина проходит сейчас пустыню войны. Очень важно проходить её с твёрдой верой в то, что Бог ни на час, ни на минуту, ни на день не оставляет Своих детей. Очень важно обновлять в себе жажду близости с Ним. Очень важно понимать, что Он не оставил попечение ни об одной сфере нашей жизни, и помнить, что Он Тот же Единый, творящий чудеса, каким Он был в самое прекрасное, мирное, благополучное время. Очень важно ободрять друг друга в этом ясном понимании, что наш Бог - окончательный Победитель, и на всех этапах нашего восхождения, если мы будем с Ним, мы также будем победителями.

Выводы

Но нам очень важно извлечь эти уроки, очень важно перестать быть наблюдателями, перестать пытаться занять как будто бы безопасную позицию, в которой мы не являемся участниками этой духовной войны, которую Бог ведёт с силами тьмы, силами зла, силами всех нынешних фараонов, которых хватает. 

Мы должны броситься в гущу этой борьбы в точности шаг за шагом так, как нас направляет Всемогущий. Когда мы это делаем, тогда у нас не будет таких зверских перепадов от восхождения с высоко поднятой головой к тому, что когда враг атакует, мы кричим: «Всё пропало! Зачем нам эта свобода? Давай назад в Советский Союз! Давай быстрее сдаваться Путину. Давайте уже все станем рабами и заживём стабильно». 

Друзья, Господь влечёт нас, но от нас зависит: бежать или не бежать за Ним. Он зовёт и влечёт, и даёт нам силы бежать, и защищает нас на этом пути, и направляет нас, и укрепляет нас, и успевает обнять нас, пока мы бежим. Он не может обнять нас, когда мы в этих норках прячемся от Его призыва, от Его славы, от Его веры. А вера необходимо и неизбежно связана с риском. Мы должны рисковать на этом святом пути. 

Когда мы выбираем этот путь, когда мы идём по нему, бывает, что мы останавливаемся, поддаёмся сомнениям и страхам. Но если мы приходим в себя и говорим: «Я потерял время и направление. Но, Боже, теперь я каюсь перед Тобой, я отворачиваюсь от того, что отвернуло меня от Тебя, и я буду бежать за Тобой», тогда Он поднимает нас  переносит через те холмы и препятствия, которые просто казались нам тупиковыми. И мы видим, что это не тупик, это только разгон.

Борис Грисенко, раввин КЕМО
Слово на Шабате КЕМО 20 апреля 2024 года

читайте также