Урок Ионы: не убегай от Божьего присутствия

В Йом Кипур традиционно читается книга Ионы, поэтому в эти осенние праздники я бы хотел обратиться к первой главе этой книги и поговорить о некоторых её уроках для нас как членов мессианских общин и служителей Божьих. 

От чего убегал Иона и почему?

«И было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину: встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня. И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня, и пришёл в Иоппию, и нашел корабль, отправлявшийся в Фарсис, отдал плату за провоз и вошёл в него, чтобы плыть с ними в Фарсис от лица Господа» (Иона 1:1-3).

Если Иона не хотел идти в Ниневию, почему он убегал? Ведь естественным шагом для него было бы просто остаться там, где он был. Обычно, если Господь даёт нам миссию, а мы боимся, стесняемся, ленимся, не хотим быть жертвой живой и угодной Богу, мы просто остаёмся на своём месте. И мы либо ничего не делаем, либо продолжаем делать то, что делали до этого, оправдываясь тем, что мы очень заняты. 

Дело в том, что Иона хотел убежать от лица Божьего, то есть от присутствия Божьего. И согласно распространённому толкованию, когда Бог говорил с Ионой, тот находился в Иерусалиме, ведь он отправился в Яффо - ближайший к Иерусалиму порт. 

Почему же Иона хотел убежать от Божьего присутствия, чтобы уклониться от этой миссии? Очевидно, он знал Бога довольно близко. Мы читаем в 4 книге Царств, что через Иону Господь дал великое пророчество о восстановлении границ Израиля. Мы понимаем, что каким-то непонятным образом Бог нуждался в нём для исполнения этой миссии. И у них были особенные отношения.

В то же время, Иона надеялся, что если он покинет место, где концентрация Божьего присутствия самая сильная на всей земле, тогда, возможно, ему удастся не выполнить эту миссию. Он знал, что если он останется в Иерусалиме внутри этого облака присутствия Всемогущего, это присутствие сокрушит - но не его, а его сопротивление.

Почему Иона не хотел исполнять поручение?

Это был реальный спор между Божьим сыном и слугой и его Отцом и Царём. Иона не был согласен с Богом и не понимал, почему он должен идти к врагам Израиля, к этим гоим - язычники. Он не понимал, почему он должен нести им благую весть, хоть и в такой жёсткой форме. Он знал, что предупреждение ассирийского народа будет для них благой вестью, ведь он знал историю Израиля. 

Поскольку Иона в какой-то мере знал Дух Божий, он боялся, что если ассирийцы покаются, Израиль будет выглядеть плохо на фоне Ассирии. Израиль, у которого было так много пророков, так много предупреждений, так много знамений, не покаялся! А что если Ассирия покается после этой сумасшедшей благой вести о том, что через 40 дней Ниневия будет уничтожена?

Я думаю, Господь вложил в его сердце предчувствие того, что случится с язычниками. Иона знал, что они могут покаяться. И он не хотел оставаться в Иерусалиме под облаком Всемогущего Бога. Он не хотел был побеждённым Божьей любовью. Ведь он знал Бога и знал самого себя. Вероятно, в конце концов его сопротивление было бы сломано, и он бы пошёл в Ниневию. И он решил: «Я люблю свой народ Израиль. И возможно, даже больше, чем его любит Бог Израиля».

Можем ли бы любить кого-то больше, чем Бог?

В основах раввинистического иудаизма есть и хорошие вещи, и плохие. Одна из плохих вещей заключается в том, что раввины, особенно начиная с рабби Акивы и даже раньше, любили свой народ Израиль больше, чем Бог Израиля.

Конечно, это звучит абсурдно. Это невозможно. Его любовь глубже, сильнее к любому человеку, любому народу, особенно к Его собственному народу, чем любовь самого посвящённого христианина. А некоторые хорошие христиане так сильно любят Израиль, что евреи комплексуют в их присутствии, когда те прославляют Израиль.

Но раввины решили, что у них есть право исправлять Бога и Его творение, иногда изменять его, поскольку они так сильно любят Израиль. С этим столкнулся и Иона. Он захотел доказать Богу, что Бог не должен прощать Ассирию и спасать Ниневию. Он хотел донести Богу Израиля своё понимание любви и чтобы Бог принял это понимание как Своё. Но это невозможно.

Сила Божьего присутствия в общине верующих

Итак, он убежал из Иерусалима. Но он не мог остаться и за пределами Иерусалима. Ведь он знал об уровнях святости Земли Израиля: вначале Храмовая гора, затем Иерусалим, затем Иудея и так далее по нисходящей. Потому он попытался убежать в землю язычников. Он был уверен, что там Бог не будет с ним говорить. Он хотел добраться до такого нечистого места, где Руах аКодеш не говорит даже с пророками. По крайней мере он так мыслил.

Время от времени мы все похожи на Иону. Я знаю ситуации в своей жизни, когда я пытался убежать от Божьего присутствия. Но сейчас мы живём во время, когда это святое присутствие распространяется по всей земле, как Иешуа сказал самарянке в Иоанна 4. Мы живём во время, когда Его присутствие может настигнуть нас где угодно. Но Он предупреждает, что в тех местах, где Его дети собираются, чтобы прославить Его имя, Его присутствие будет особенно сильным и сконцентрированным. 

Поэтому когда я хотел убежать от Божьего поручения, я пытался убежать из живой Божьей общины. Потому что я знал, что когда Божьи дети собираются, чтобы прославить Его имя, когда они молятся, когда они читают Его Писание, когда они радуются Его присутствию, Его присутствие становится очень сильным, и ни один отступник не может устоять в Божьем присутствии.

Если мы решаем исполнять свою волю, если мы не соглашаемся с Божьим планом, если мы огорчаемся от того, как Он отвечает на наши молитвы, если мы разочаровываемся Его водительством в своей жизни, если мы расстраиваемся от того, что происходит с некоторыми нашими родственниками, мы естественно говорим: «Я не хочу ходить на их собрания. Я был там, они молились, и никакого ответа! Я выбираю свой путь». Точно как Иона. И такой вывод частично верный, потому что в Божьей общине Его присутствие проявляется особенным образом. Но оно может найти нас где угодно.

Призвание язычников в мессианских общинах

«И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня, и пришел в Иоппию, и нашёл корабль, отправлявшийся в Фарсис, отдал плату за провоз и вошёл в него, чтобы плыть с ними в Фарсис от лица Господа. Но Господь воздвиг на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря, и корабль готов был разбиться. И устрашились корабельщики, и взывали каждый к своему богу, и стали бросать в море кладь с корабля, чтобы облегчить его от неё; Иона же спустился во внутренность корабля, лёг и крепко заснул» (Иона 1:3-5).

Вначале он осознанно хотел уснуть духовным сном, а затем попытался уснуть физически.

«И пришёл к нему начальник корабля и сказал ему: что ты спишь? встань, воззови к Богу твоему; может быть, Бог вспомнит о нас и мы не погибнем» (Иона 1:6).

Это один из примеров того, как языческий лидер пытается разбудить еврейского пророка. Мы знаем об одной ослице, которая пыталась остановить одного языческого пророка. А здесь язычник пытается пробудить еврейского пророка. Это чудесная пророческая картина каждого язычника, который получил призыв от Бога пробудить Божий народ Израиль. 

Поэтому, если вы нееврей и вы в еврейской мессианской общине, можете быть уверены: это Бог послал вас. Не стыдитесь. Не чувствуйте себя человеком второго сорта. В новозаветной общине у вас такие же права и вы даже можете быть более успешны, чем некоторые еврейские евангелисты. Капитан был успешным в этом - Иона проснулся. И представьте, этот язычник сказал ему: «Воззови к Богу твоему!»

Страх Бога - не всегда Божий страх

«И сказали друг другу: пойдём, бросим жребии, чтобы узнать, за кого постигает нас эта беда. И бросили жребии, и пал жребий на Иону. Тогда сказали ему: скажи нам, за кого постигла нас эта беда? какое твоё занятие, и откуда идёшь ты? где твоя страна, и из какого ты народа? И он сказал им: я Еврей, чту Господа Бога небес, сотворившего море и сушу»  (Иона 1:7-9).

Иона использовал здесь тетраграмматон, ЙХВХ, обращаясь к язычникам. И он сказал, что боится Бога, но не Божьим страхом. Это ещё один пример для нас. Мы можем очень бояться Бога, но не Его страхом. Потому что Его страх приводит нас к покаянию и приближает нас к Нему самому. 

«И устрашились люди страхом великим и сказали ему: для чего ты это сделал? Ибо узнали эти люди, что он бежит от лица Господня, как он сам объявил им. И сказали ему: что сделать нам с тобою, чтобы море утихло для нас? Ибо море не переставало волноваться. Тогда он сказал им: возьмите меня и бросьте меня в море, и море утихнет для вас, ибо я знаю, что ради меня постигла вас эта великая буря» (Иона 1:10-12).

Иона противился Божьему плану, Божьей воле и готов был это делать вплоть до смерти. Но Бог знал его.

Небесный Отец не хочет, чтобы мы удалились от Него

В период осенних праздников и перед ними мы можем вспомнить свой путь, то, где мы противились Богу, как мы пытались убежать от Него, как Он позволял нам убегать и как заставил остановиться, что привело нас к тшуве. И мы можем принять правильное решение - остановиться на своём пути. Ведь тшува - это не просто произнести правильные слова. Это остановиться, развернуться и пойти в противоположном направлении с Господом.

Пускай же этот пример Ионы будет ободрением для нас в том, что наш Отец не хочет нашей смерти, Он не хочет, чтобы мы закончили как отступники. Он не хочет допускать то, что будет держать нас на расстоянии от Него.

Раввин Борис Грисенко, КЕМО Киев

Слово на Шабате общины Beth Messiah, Хьюстон, США, 20 сентября 2025 года

читайте также