Сколько можно каяться в антисемитизме и зачем?

Год назад я общался с одним уважаемым христианским служителем, и он мне задал вопрос: «Скажи, сколько для вас как мессианских евреев было бы достаточно наших покаяний в антисемитизме, чтобы Господь простил нас?» Я задумался и сказал: «У вас быстрорастущая церковь. А сколько ваших людей с начала войны выехало из Украины как миссионеры или беженцы?» Он ответил: «Процентов 20-30%». Я говорю: «А сколько из тех, кого вы видите на воскресном служении, было на том служении, на котором вы каялись всей церковью в антисемитизме, учитывая выехавших во время войны и новых людей?»  

Больше ничего не надо было говорить, потому что он представил себе зал и ту горстку лидеров, которые когда-то каялись. Очевидно, что львиная доля церкви никогда не то что не каялась, а даже никогда не думала об этом. Это же касается и нашей общины. 

Моё личное освобождение

Когда я пришёл в нашу общину в конце 90-х, в общине очень много молились и говорили об антисемитизме. Наш ребе Борис Саулович ездил по разным школам, выступал на разных конференциях, проводил много молитв покаяния. И эти молитвы были невероятно эпическими. 

Я сам был участником одной такой молитвы за освобождение в 99-м году. Тогда я учился в Центре подготовки служителей Рика и Бетти Стромбек, и Борис Саулович там говорил об антисемитизме. После одного такого урока он призвал к покаянию людей, у кого в роду были такие вещи, или кто просто чувствует, что надо покаяться. Люди вышли на молитву, и начались эпические освобождения: людей бросало, они рычали, падали, извивались. Не хватало братьев из группы порядка. И мы с одним братом из той пятидесятнической церкви, в которой я тогда служил, начали помогать группе порядка.  

И вот мы с этим братом Алексеем стоим рядом с человеком, за которого молится Борис Саулович. И в этот момент на нас с Алексеем сходит Святой Дух. С нами такое творилось, что я вам передать не могу. Мой друг был покрепче, он сам пошёл, а меня в конце служения просто вынесли и положили в машину. И это всё при том, что хотя я каялся в антисемитизме и отрекался, именно в тот момент я не молился об этом. 

Хочу сказать, что при этом в моей семье никогда не было явного антисемитизма. Разве что анекдоты о евреях - советская классика. Но какой-то вражды к евреям, ненависти, противодействия не было. Более того, вокруг семьи всегда были какие-то евреи. Тем не менее, когда я пришёл к Богу, а потом начал соприкасаться с еврейским служением, я решил всё-таки покаяться на всякий случай. Почему бы и нет? Я такой парень был, что каялся во всём. Потому что, во-первых, я нагрешил немало, к сожалению. А во-вторых, думаю, мало ли, может, есть что-то, так Господь меня избавит ещё от чего-нибудь. Поэтому я каялся не один раз.

К чему я это говорю? К тому что, друзья, если вы не знаете, был ли у вас в роду антисемитизм, или вы не ярый антисемит, это не значит что у вас нет этого наследия. Это касается не только антисемитизма, но антисемитизма особенно. Вот почему в тот момент Дух Святой сбил нас с ног и мы кричали, смеялись, плакали, качались. Это была невероятная, неистовая радость, огонь Божий, выжигающий изнутри тьму. И такая свобода, которую я просто не могу словами описать. И когда мы вернулись в свою церковь, Дух Святой очень сильно действовал через нас.

Самое сильное проклятие - Божье

Очень важно понимать что антисемитизм несёт за собой проклятие, и это проклятие - не просто бесовское, а это проклятие от самого Господа. Он сказал: «Злословящих тебя Я прокляну». Дерек Принс говорил в своё время, что лучше иметь дело со всеми проклятиями ада, чем с одним Божьим проклятьем. 

А это Божье проклятие. Именно Бог лишает благословения тех людей, которые противодействуют евреям, и их потомков. И Бог хочет избавить нас от этого проклятия. Поэтому нужно быть внимательным: если есть призыв к покаянию и если есть прецедент, надо молиться, надо искать Бога и просить, чтобы Бог избавил нас от этого ярма. 

Господь обрезает Своих служителей

И не нужно волноваться, если это будет происходить эпически и мощно. Не надо переживать, что кто-то из ваших людей или лидеров увидит, что мол вы - руководитель домашней группы, а вас бесы кидают, вот вы, мол, какой духовный. 

Господь именно это и обещал. Он говорил, что тех, кто приносят плоды, Он очистит, чтобы принесли больше плода. Так написано в Библии. Нас тогда начало швырять, потому что Бог увидел, что мы по-настоящему хотим этой свободы. И очень хорошо, если тебя раз пошвыряет, а потом Дух Святой свободно будет действовать через тебя так, что на твою группу или в твоё служение придут евреи, и не один или два, а пару десятков.

Как вы думаете, что удерживает евреев от прихода в нашу общину и наши группы? Нераскаянный и неразрушенный антисемитизм в наших жизнях. Потому что мы подсознательно не хотим, чтобы они приходили. Поэтому мы продолжаем молиться, продолжаем об этом думать и говорить, продолжаем общаться с Богом на эту тему.

Сколько можно каяться?

Есть ещё один очень распространённый вопрос. Люди спрашивают: сколько раз молиться и каяться? Например, в Бабьем Яре. Как понять, что уже достаточно, что Господь принял покаяние, отверз окна небесные, смыл это всё кровью Машиаха? Как понять, когда надо прекращать молиться? 

Во-первых, когда мы увидим плоды в нашем обществе - когда наше украинское общество будет открыто для принятия евреев, и евреи будут приходить в нашу общину.

Во-вторых, когда мы увидим личные плоды - когда антисемитизм будет разрушаться в нашей семье, когда, например, члены нашей семьи будут менять на положительное своё отношение к евреям, к Шабату и еврейским праздникам.

В-третьих, Бог может разрушить старые болезни. Джобст Биттнер, который учит о снятии покрывала молчания, рассказывал, как он разговаривал об этом с немецкими пасторами, и они ему говорили: «Это всё смыто кровью Иисуса. Что ты нам голову морочишь?» И тогда он отвечал им: «А что делать с теми лидерами в моей церкви, у которых в течение многих лет не проходили определённые страхи, зависимости, болезни, а когда они каялись за то, что делали их деды с евреями во время войны, и помогали конкретным евреям, Бог их освобождал?» 

Потому вот как я ответил бы на этот вопрос. Для меня проклятие антисемитизма выглядит как многослойный торт. Представьте, сколько было антисемитских актов совершено, например, в Бабьем Яре. Я думаю, что даже приблизительно не было совершено столько покаяний. Только в первый день было расстреляно 33 тысячи женщин, стариков и детей! 

Конечно же, я не верю, что Господь ведёт счёт один к одному. Но всё равно какое-то количество покаяний должно произойти. Помните, когда Пётр три раза отрёкся от Иешуа? И потом Иешуа его три раза спросил: «Любишь ли ты Меня?» Конечно, не надо быть суеверным. Но всё равно иногда необходимо определённое количество покаяний, чтобы Бог мог отменить некоторые приговоры. Сколько их нужно, мы не знаем. Но дай Бог, чтобы кто-то из нас, придя на какое-то место еврейских трагедий, в своём духе услышал ясно от Духа Святого: «Достаточно». 

Молитва против антисемитизма нужна мне лично

Поэтому, друзья, молитва против антисемитизма напрямую касается нас как служителей. Во-первых, вы как индивидуум любимы Господом, и Господь хочет освободить вас от ярма, чтобы вы были воистину свободны. 

Во-вторых, Господь хочет избавить наши семьи. Он хочет, чтобы наши семьи, наши неверующие родственники были благословлены через наше служение в еврейской общине, и для этого Он хочет убрать все преграды. 

В-третьих, Господь хочет, чтобы в нашем служении действовал свободно Святой Дух. И если вы будете говорить с христианами, и они скажут: «Вы служите евреям - вам это надо, а нам это зачем?», я вам скажу зачем. Это нужно для того, чтобы Дух Святой свободнее действовал к тем неевреям, которым они служат. Или к тем евреям, которых Бог им посылает, ведь не все евреи призваны быть в еврейских общинах - Господь хочет благословить Свою Церковь, и ряд евреев Он помещает в церкви. А для нас это важный вопрос, потому что мы служим евреям. 

Юрий Берёза, старший служитель КЕМО Киев,

координатор Международной молитвы против антисемитизма и нацизма,

январь 2026 года

читайте также