Что мы едим на Песах и зачем?

Пасхальный Седер - это особая трапеза, имеющая свой порядок и элементы, специально разработанные для того, чтобы вспомнить и пережить историю Исхода, согласно заповеди: «И чтобы ты рассказывал сыну твоему и сыну сына твоего о том, что Я сделал в Египте, и о знамениях Моих, которые Я показал в нем, и чтобы вы знали, что Я Господь» (Исход 10:2). Что же значат отдельные элементы Седера?

Карпас

После Кидуша (чаши вина или виноградного сока) мы произносим благословение: «Барух ата, Адонай Элоhейну, борэ при hа-адама - Благословен Ты, Господь Бог наш, сотворивший плод земли». Мы берём карпас (обычно зелень, свежая редька, вареный сельдерей, картофель), макаем в солёную воду и съедаем.

Таким образом мы вспоминаем те «огурцы», которые со слезами пополам ели наши порабощённые предки при строительстве египетских пирамид. Есть такое мнение, что пирамиды стоят до сих пор только для того, чтобы напоминать, из какого рабства вышел Израиль, и какой грозной и величественной была Египетская империя, которая всё равно ничего не смогла сделать, когда Господь Сам вмешался и простёртой рукой разорвал египетское ярмо над Израилем.

Маца

Затем мы берём среднюю мацу, ломаем её на две неравные части и произносим благословение: «Барух Ата, Адонай Элоhейну, Мэлех hаолам, хамоци лэхем мин hа-арец - Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь вселенной, произращающий хлеб из земли». И большую часть прячем до конца седера.

Традиционная фраза в начале Магида (рассказа об Исходе), который следует за этим, гласит: «Вот хлеб бедности нашей». Обычно маца связывается с бедным состоянием еврейских рабов в Египте. Но мы должны помнить, что, пока они жили в Египте и были в рабстве, мацу они не ели. У них был более богатый хлеб. Мало того, у них были разные египетские деликатесы, потому что фараон знал, что рабов для того, чтобы они хорошо работали, надо поощрять хорошей едой. Кстати, это подтверждают археологические открытия в Египте, сделанные при раскопках специальных городов-лагерей, которые находились рядом с пирамидами. У них был хороший плотный хлеб, всякие овощи и мясо. Поэтому мацу они в Египте не ели.

Маца - это пресный хлеб освобождения. Это хлеб, который они впервые ели, когда ночью выходили из Египта. Это показывает нам, что, если мы хотим на свободу, то нам, возможно, придётся что-то потерять. Если мы хотим выйти на свободу и больше не подчиняться власти этого мира и его князя, то, возможно, на первых порах, нам придётся «затянуть пояса».

Марор и харосет

Кроме этого, на пасхальной тарелке присутствует марор - горькая зелень (обычно хрен). Он символизирует горькую жизнь, которую проводили рабы в Египте. Конечно, потом она им по воспоминаниям казалась дико сладкой, когда они были в пустыне. Но когда они работали, их били и заставляли ещё больше работать, их жизнь не была сладкой. Также на пасхальной тарелке присутствует харосет - приятная сладкя смесь (из яблок, мёда, орехов), которая ассоциируется с глиной и соломой, из которой евреи делали кирпичи. Обычно из мацы, мяса, марора и харосета делают так называемый бутерброд Гилеля. Его одновременно и сладкий, и горький вкус напоминает нам о горечи греха, который на первых порах может казаться сладким.

Афикоман

В конце трапезы мы берём кусок мацы, который преломили и спрятали. Он называется афикоман. Он символизирует тело Машиаха, преломленное, распятое и похороненное. Можете себе представить, этот древний еврейский мессианский обряд сохранился у всех современных иудеев! Исследования показывают, что он действительно сохранился с тех времён, когда евреи, верующие в Иешуа, составляли большую часть еврейского народа, они были и в синагогах и были широко представлены в Израиле, и раввины их ещё не вытеснили.

Раввины, которые не верят в Иешуа и отвергают Его, пытаются каким-то образом увести внимание участников Седера от главного значения этого «похороненного» (спрятанного), а затем «воскресшего» (найденного) куска мацы. Они дают разные истолкования. Самое смешное из них: верхний лист - священники, средний - левиты, а нижний - народ Израиля. Есть более серьёзное: Авраам, Исаак и Иаков. Но в этом истолковании есть опасность, потому что жертва Исаака - это прообраз жертвы Мессии. Поэтому раввины, которые боятся, что евреи увидят в этом намёк на Иешуа, этого истолкования избегают. Но в некоторых Агадах в примечаниях пишется, что, когда мы берём этот кусок мацы, мы вспоминаем пасхального агнца. Во всех русских переводах стараются этого избегать.

Но мы, верующие в Иешуа, благословляя Господа, в этой маце вкушаем преломленное тело нашего Спасителя, закланного за нас на Голгофе. Того, Кто был распят, сошёл в преисподнюю, победил ад и смерть, воскрес из мёртвых и даровал нам новую жизнь - воскресшую жизнь, святую, живую и сильную, и заповедал нам переживать заново Его смерть за нас и обновлять в себе силу Его воскресения из мёртвых. Поэтому Он сказал: «Кто не будет вкушать от тела Моего и пить от крови Моей, не войдёт в Царство Небесное» (см. Иоанна 6:53).

Только в конце трапезы, принимая жертву Пасхального Агнца, совершенного и вечного, мы по-настоящему совершаем Пасху. И это в точном соответствии с тем, как это происходило, когда стоял Храм. Не достаточно было принести пасхального ягнёнка в жертву, вылить его кровь на жертвенник, принести домой и испечь его. Его нужно было съесть. Только когда 10 человек из народа Израиля съедали эту жертву, она считалась по-настоящему совершенно принесенной и принятой. И каждый из нас, кто в завете с Господом, не находится в каком-то сознательном грехе и является частью той или иной духовной семьи, может вкушать эту святыню (со своей духовной семьёй).

Будь благословен, Господь, Царь вселенной, Царь вечности, извлекший тело Машиаха из глубин земли и дарующий нам в этой маце, этом пресном хлебе, вкушать Его преданную за нас плоть! Амен.

Борис Грисенко, раввин КЕМО

По материалам пасхального Седера КЕМО 2022

читайте также